Телефон приёмной комиссии 8 (800) 550-36-02      СЕРВИС ПОДАЧИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

Обучающимся

Новости студенческой жизни

Как живут атланты поездов? Интервью с руководителем студенческого отряда проводников Маргаритой Воронкиной

16.02.2024

Маргарита Воронкина – тот самый руководитель, с которым смело можно отправиться в рейс на поезде дальнего следования.

Студентка 1 курса направления «Технология продукции и организация общественного питания» Маргарита Воронкина создала отряд проводников «Вояж» в январе 2023 года. Больше всего она ценит в работе верных друзей, рассветы и закаты на станциях.

Трудно ли работать проводником и почему многие остаются в отрядах на долгие годы? Специально для проекта Минобрнауки России, посвященного юбилею российских студенческих отрядов, взяли большое интервью у Маргариты Воронкиной.

– Марго, как опытный руководитель отряда, расскажите, чем занимается такая организация?

– Мы устраиваем ребят на летнее время в крупный холдинг РЖД на работу проводниками в поездах дальнего следования. Основные направления – это юга. Это и Сочи, и Анапа, и даже Абхазия. К нам могут прийти студенты как из колледжа, так и из вуза. Много людей отсеивается после 1 месяца работы. Для увольнения надо отъездить минимум 450 часов.

– Давно ли Вы в отряде проводников? 

– Впервые в отряд проводников я попала летом 2021 года. На тот момент я еще училась в колледже. В первый год думала, что уйду с этой работы, но, когда я поняла сколько интересных людей можно встретить благодаря РСО, сколько интересных студенческих мероприятий можно посетить, я осталась и уже студенткой вуза создала студенческий отряд проводников (СОП) «Вояж». 25 января нашему отряду исполнился год. 

– Какими результатами можете гордиться? Какие планы на развитие отряда?

–  Пока о каких-то серьезных результатах говорить рано, но отмечу, что мы везде участвуем. В прошлом году, например, ездили на фестиваль студенческих отрядов «Лучшая пара СОП». Места никакого не заняли, но для первого года участие – это уже хорошо.

В этом году планируем расширяться. Большая команда – это всегда здорово. К обучению вот-вот приступят 10 кандидатов. Из глобального – хотим подаваться на Всероссийский трудовой проект для проводников. Поскольку мы достаточно молодой отряд, нам придется уехать на лето в другой регион. В этом году Всероссийский трудовой проект будет проходить в четырех городах России: в Москве, Адлере, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. От каждого города подаются три отряда, от Москвы пойдут более старшие отряды. 

Для себя мы выбрали Санкт-Петербург. Северная столица ближе всего к Москве. У ребят будет возможность попросить транспортное требование и приехать в Москву, чтобы повидаться с семьей и друзьями.


– Вы упомянули про обучение. Где Вы обучаетесь? Как все проходит?

–  Мы ездим в Московский технический университет связи и информатики. Обучение проходит в университете с февраля по апрель. Ребята получают профессию «Проводник пассажирского вагона» бесплатно. Формат обучения – очный и дистанционный. В нашем случае очное обучение организовывает московское региональное отделение РСО, а онлайн-обучение проходит либо в одном из учебных центров, либо в Уральском государственном университете путей сообщения, либо в Республиканской школе руководящего состава студенческих отрядов проводников «Зеленая волна» (город Ижевск).

По результатам обучения кандидаты в проводники сдают экзамен. В случае успешной сдачи экзамена обучающийся получает свидетельство государственного образца.

– Что входит в обязанности проводника? Насколько это тяжелая работа?

–  Работа проводника тяжелая. Вокруг тебя постоянно много людей и много физической работы. Многие пассажиры думают, что мы только проверяем билеты и приносим чай, кто-то думает, что мы моем толчки, но это не совсем так. Мы делаем все.

– Когда Вы успеваете все делать? Сколько времени закладывается на подготовку вагона к рейсу?

– Если поезд отправляется в 10 вечера, в 3 часа дня мы уже должны быть в депо. Мы приезжаем в депо и идем к нарядчикам, которые назначают нас на рейсы. Нам дают приписной номер вагона - это не порядковый номер, как для пассажиров, а тот, который выбит большими цифрами. Узнали – идем по всему депо. В одном парке может быть 60 путей. Найти свой вагон – это тот еще квест. Как-то я работала в депо «Николаевка», которое относится к Казанскому вокзалу. Это три парка: один – возле депо, другой – в трех километрах от депо, третий – вообще в Новогиреево. Само депо «Николаевка» находится на станции метро Алексеевская.


Мы ответственны за все, что не прибито в вагоне к полу. Материальная ответственность наступает после того, как мы все посчитали, сверили с учетной книгой и подписали документ. С этого времени вагон наш, если что-то пропадет – надо будет заплатить штраф. Но студентам чаще всего делают поблажки.

Вскоре после подписания документации к нам приезжают бельевики. Они отгружают мешков 20 постельного белья, и мы начинаем оборудовать вагон.

Нам нужно правильно разложить матрасы, подушки, привести в поднятое положение в плацкарте нижние полки, чтобы человек мог сразу прийти и убрать багаж, разложить постельное белье, убрать туалет. Проверяем, чтобы в вагоне был свет, работал кондиционер и вентилятор. К слову, на обучении мы также получаем разряд по электробезопасности.

Когда поезд приезжает на станцию отправления, мы выходим встречать пассажиров. Проверяем их данные, меняем, если при покупке билета была допущена ошибка. То есть – вот тот билетный кассир, к которому вы привыкли.

В одном вагоне максимум работает три человека. Два человека привязаны к конкретному вагону, а третий – переходящий, который работает то на одном вагоне, то на другом. При таком распределении у всех есть время на отдых. На дальние рейсы не хватает людей. Если работаешь один, то платят как за две ставки – в принципе это выгодно.

– Сколько можно заработать?

– За сезон, это примерно 450 часов, можно заработать 120 тысяч рублей. Это со всеми премиями.

– Есть какие-то сезонные особенности работы?

– Зимой мы топим вагоны углем. Вы видите нас всегда чистыми и опрятными, но мы работаем еще и в котельной. А летом мы часто помогаем официантам разносить еду для организованных детских групп, которые едут в детские лагеря на юг. Присматриваем за ними — внимания сопровождающих не хватает. Многие к нам заходят в гости, спрашивают про работу. Детям все интересно.

– За пассажирами нужен глаз да глаз. А вы сами успеваете поесть? Это какие-то блюда быстрого приготовления, наверное?

– Многие думают, что мы сидим на дошираках, но это миф. Вы не представляете, какие шведские столы накрывают проводники! Благодаря образованию технолога общественного питания я тоже умею готовить в условиях поезда. В служебном купе есть холодильник и микроволновка. Мы готовили макароны, супы, пельмени, запекали котлеты, картошку. 

– Какие особенности готовки в микроволновке? Поделитесь секретом.

– Например, запеченная картошка. Мелко нарезанную картошку мы кладем в пакет для запекания, ставим в печку и время от времени достаем, чтобы перемешать. Приправы, соусы — по вкусу. За два лета поездок я ни разу не ела доширак, питалась сбалансировано. 


– С едой все понятно. А какие есть удобства? 

– В поезде можно принять душ и постирать вещи. В вагоне начальника поезда тоже есть душевая, но она недоступна для пассажиров. Она для выездной бригады. Можно помыться, но вода чаще всего холодная.

– Какие забавные истории из поездок Вы можете вспомнить?

–  Мы устраивали спевки под гитару с пассажирами. Часто нам в пути встречаются люди, которые прошли студенческие отряды в своей молодости. Они видят бойцовку и у них начинается ностальгия. Поем самые известные песни. Несмотря на разницу в возрасте, слова и мелодия известны. Песни передаются из поколения в поколение.

Однажды была неожиданная находка после сдачи поезда. Моя коллега принесла забытый в вагоне плазменный телевизор. С учетом того, что под технику хозяин выкупал отдельную полку, обнаружить эту вещь было неожиданно. Первый вопрос: зачем вез из Москвы в Адлер телевизор? Конечно, с пассажиром связались, но это уже без нашего участия.

– Как Вы считаете, кому подходит работа проводника поезда?

– Это работа больше подходит для молодежи: романтика, рассветы, закаты на станциях. Пока есть возможность не спать по несколько суток, бегать по вагону (у меня был рекорд 35 тысяч шагов за рейс), таскать эти мешки, оперативно доставать необходимые вещи с верхних полок (я научилась подтягиваться на руках для этой цели) – все это по силам. В более старшем возрасте, конечно, этим заниматься тяжело.

Самый большой минус – ты месяц не видишь родных, буквально живешь в вагоне. Создать свою семью с таким графиком довольно проблематично. 

– Какую профессию для себя рассматриваете после окончания вуза?

– Возможно, я буду работать в региональном отделении, которое курирует студенческие отряды. Точно могу сказать, что не рассматриваю работу проводника на постоянную работу. Проводник оторван от дома. Есть семьи, которые молодые люди создали благодаря этой работе, но здесь уже как повезет. Я знала пары, где начальник поезда – муж, а штабная проводница – его жена. Пары, образованные в РСО, очень поддерживают. В год семьи запущен флешмоб #РСО_Семья. Ребята публикуют в социальных сетях фотографии в свадебных нарядах, поверх которых надета бойцовка – знак того, что студенческие отряды связали их судьбы.

Кроме того, я общалась с теми, кто перешел из РСО на постоянную работу. Как рассказывал мой друг, это совершенно другое и значительно труднее. Пока ты студент, это хорошая возможность заработать, найти друзей по всей стране. 

– Много друзей у Вас?

– Много, и самое интересное, что, даже если ты не видишься с тем, с кем когда-то работал в поезде, ты с ним общаешься еще долго. У меня есть друзья в Калининграде, в Новосибирске, на Сахалине, да и вообще по всей России. Однажды собирала для своего друга из Алтайского края подарочный бокс с фотографиями и отправляла ему такую посылку на день рождения. 

Друзья, которых вы встречаете в отрядах, на всю жизнь. Отряды – это больше, чем просто работа.



Вернуться к списку новостей