Внеучебная (социально-воспитательная работа)
Внеучебная (социально-воспитательная работа) в ФГБОУ ВО «МГУПП» организуется и обеспечивается на базе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.04.2012 № Пр-827;
- Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная Приказом Минспорттуризма России от 23.12.2008 № 72;
- Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.01.2014 № 2-р;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98-ФЗ;
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы (утвержден Президентом Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-1069);
- Устав университета.
Внеучебная (социально-воспитательная работа) также согласуется с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки ФГБОУ ВО «МГУПП» в части формирования общекультурных (универсальных) компетенций обучающихся.
Внеучебная (социально-воспитательная работа) в ФГБОУ ВО «МГУПП» рассматривается как целенаправленный процесс создания условий для предметной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, творческой и общественной деятельности личности, определяемой потребностями и интересами, способствующими развитию личных и профессиональных качеств обучающихся.
Цель социально-воспитательной работы – всестороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, обладающего высокой культурой, социальной активностью, наделенного качествами гражданина-патриота.
Цели социально-воспитательной работы достигаются за счет решения следующих задач
- создание условий для развития личностных качеств обучающихся, социальных компетенций, необходимых в повседневной жизни и успешной профессиональной деятельности;
- ориентация в социально-воспитательной деятельности на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- создание условий для формирования национального самосознания на основе обще цивилизационных ценностей и культурно-исторических традиций народов России;
- формирование у обучающихся гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры, толерантного отношения к представителям других национальностей, их культуре и традициям;
- создание условий для проектно-инновационной деятельности обучающихся университета;
- развитие у студенческой молодежи лидерских качеств, опыта управления коллективом через участие в различных формах студенческого самоуправления;
- развитие художественного творчества обучающихся, стремления к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, к активному участию в культурной жизни общества;
- сохранение и приумножение традиций ФГБОУ ВО «МГУПП», формирование чувства университетской солидарности и корпоративности;
- формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни и создание условий для физического развития обучающихся;
- формирование экологической культуры обучающихся; повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся;
- расширение молодежного международного сотрудничества; совершенствование способности к саморазвитию, к самооценке и ориентации на достижение успеха.
Система социально-воспитательной работы в ФГБОУ ВО «МГУПП» ориентирована на формирование качеств личности через ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества: социальная активность, участие в общественно-политической жизни, культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Основные направления социально-воспитательной работы в университете
- Воспитательная работа в рамках учебной деятельности;
- Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в университете;
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся в университете;
- Психологическая безопасность обучающихся в университете и экологическое воспитание;
- Поддержка талантливой молодежи;
- Социальная работа в университете;
- Культурно-досуговая деятельность университета;
- Спортивно-оздоровительная работа в университете;
- Профилактическая работа и формирование ценностей здорового образа жизни обучающихся в университете;
- Студенческие общественные объединения университета;
- Использование информационной инфраструктуры в интересах социокультурного развития студенческой молодежи;
- Противодействие распространению идеологии терроризма в университете;
- Добровольческая деятельность в университете;
- Программы правовой и финансовой грамотности обучающихся университета;
- Поддержка и развитие молодежного предпринимательства и инициативы.
Управление социально-воспитательной деятельностью в ФГБОУ ВО «МГУПП»
- Управление социально-воспитательной деятельностью осуществляется следующими структурами.
Общеуниверситетский уровень
- Ученый совет университета.
- Социально-воспитательный совет (совет кураторов).
- Совет обучающихся университета.
- Первичная профсоюзная организация обучающихся.
Ученый совет университета утверждает программу социально-воспитательной работы, а также заслушивает и принимает решения по вопросам организации социально-воспитательной работы в университете.
Непосредственную координацию учебных подразделений по вопросам организации социально-воспитательной работы в университете, содействует созданию новых организационных форм и внедрению инновационных методов работы осуществляет проректор по учебно-воспитательной работе при поддержке и содействию проректора по административно-хозяйственной работе.
Институтский уровень
- Ученый совет института.
- Институт кураторов.
- Студенческий совет обучающихся института (в том числе различные объединения –волонтерские, прочее).
- Старостат.
Директор института, Колледжа осуществляет общее руководство социально-воспитательной работой обучающихся в учебном подразделении, осуществляет организацию работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса, организует мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы.
Кафедральный уровень
- Академические кураторы.
- Преподаватели.
- Старосты академических групп.
Преподаватели кафедр осуществляют реализацию задач воспитания в рамках образовательного процесса по курсам преподаваемых дисциплин, проводят систематическую работу по вовлечению молодежи в активное участие в социально значимых акциях и мероприятиях, а также в социально-экономическое и техническое проектирование.