Состоялось первое заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях»
14 июля 2021Первое заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» состоялось в среду, 14 июля. Данный проект был создан во исполнение п. 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам второго заседания Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей», которое прошло 26 марта 2021 года. На заседании члены экспертного совета обсудили создание Центров компетенций на базе российских университетов.
Экспертный совет возглавляют министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. А в состав совета вошли ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.
Экспертный совет является коллегиальным органом, который проводит оценку со стороны профессионального сообщества по вопросам качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.
Для реализации этих задач на базе российских университетов планируется открыть Центры оценки компетенций. АНО «Россия – страна возможностей» обеспечит методологическую поддержку и подготовит необходимые материалы.
«Одним из самых главных наших достижений я считаю совместную работу с Минобрнауки России и российскими вузами по запуску Центров компетенций. Работа уже идет полным ходом. Так, соглашения о сотрудничестве подписаны с 38 вузами, на очереди еще 18. А всего в 2021/2022 гг. мы планируем открыть более 25 Центров компетенций на базе университетов и «пропустить» через них порядка 150 тысяч студентов. На сегодняшний день в качестве предварительной апробации инструментов оценку компетенций получили 25 400 ребят. До конца этого года планируем довести эту цифру до 100 тысяч», – поделился генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», сопредседатель экспертного совета Алексей Комиссаров.
В Центрах компетенций студенты будут проходить тестирование по оценке своих лидерских и управленческих навыков. После тестирования будет построен профиль каждого студента, на основе которого Центры компетенций предложат ребятам формирование личных образовательных траекторий и помогут подобрать необходимые образовательные программы. Проект охватит 16 регионов, а тестирование личностных и когнитивных способностей пройдут 150 тысяч студентов. Также в проекте будут задействованы 80 компаний и 10 базовых оценочных инструментов.
«Как нам сделать так, чтобы наш человеческий капитал стал драйвером экономики? Вот в чем наша задача. Нужно обратить внимание на нашу молодежь, на студентов и выпускников университетов, чтобы они выходили из университетов с багажом человеческого капитала, который мог бы двигать вперед наши технологии. Мы должны выстраивать интерфейс между университетами и работодателями. Прошедшие десять лет мы не обращали внимания на оценку и то, как этот интерфейс выстроен. В предыдущих программах развития университетов параметра востребованности выпускников современными работодателями не было. У нас были параметры цитируемости, число иностранных студентов и преподавателей. Все это надо. Но, на мой взгляд, самое главное – это востребованность работодателем, который формирует наше технологическое будущее», – поделился президент Российской академии наук и сопредседатель экспертного совета Александр Сергеев.
От имени министерства науки и высшего образования Российской Федерации выступил заместитель министра ведомства Дмитрий Афанасьев. В своем выступлении он подчеркнул важность оценки потенциала студентов как будущей элиты страны: «Университет – это одновременно инструмент выращивания национальной элиты – людей с высоким потенциалом, способных решать сложные задачи. На первое место мы ставим умение управлять сложными системами и проектами. В этом ключевой фактор успеха и страны, и организации, и личности. […] Должен самокритично сказать, что инструменты оценки в системе высшего образования существенно отстали от того, что давно уже придумал, разработал и использует корпоративный мир. […] Поэтому задача эксперимента не просто своевременна и благородна, но и крайне важная и для формирования широкого базового уровня компетенций, и для понимания отбора будущей элиты нашей страны».
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации Владимир Мау поделился идеями о том, как можно в перспективе развивать проект: «Желательно [применять оценку] не только для студентов, но и создавать глубину проекта – начинать со старшей школы и двигаться по линейке выше, [открывая возможности] для всех тех, кто хочет получить эти [управленческие] компетенции».
«Надеемся, что от этого проекта выиграют все. Студенты получат возможность своего качественного развития по результатам оценки. […] Нет плохих оценок. Каждый профиль – это возможность для построения индивидуальной траектории и дальнейшего развития. Университеты получат качественных студентов и возможности для их развития – новые образовательные модули и программы и, как следствие, повышение конкурентоспособности. К работодателям придут новые подготовленные кадры, а государство получит новых граждан XXI века, у которых качественно сформированы и профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Каждый создаваемый Центр, в том числе будет нести важную функцию и для региона, он позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская его наружу, а оставляя у себя в регионе с предложениями максимально востребованных позиций и социальных лифтов», – рассказал руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» и ответственный секретарь Экспертного совета Дмитрий Гужеля.
Представители ведущих вузов России детально обсудили, как они планируют открывать Центры компетенций в своих университетах.
Ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Михаил Балыхин рассказал о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в сфере пищевых производств. Он отметил: «Университет сегодня – это полигон для формирования интеллектуального фундамента. А с другой стороны, это большой кластер для формирования возможностей коммуникации, самореализации и самоопределения».
Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок подготовила доклад о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в социальной сфере.
«В нашем понимании Центр компетенций – это инструмент оценки и развития персональных, управленческих, лидерских компетенций именно в социальной сфере, которые обеспечивают развитие общества в целом. В рамках компетенций Центр будет инициировать, сопровождать, координировать, трансформировать все процессы, которые происходят в социальной сфере. Будет давать рекомендации по развитию отрасли в целом», – рассказала она.
Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Мухтиярова прокомментировала создание Центра компетенций: «Сейчас Минтруд работает над созданием программы по содействию молодежной занятости. И такие центры позволят студентам еще в процессе обучения соотносить получаемые знания и требования рынка труда. Центры компетенций станут частью общей инфраструктуры по содействию занятости молодежи. Мы рассчитываем, что они будут работать в связке с Центрами занятости населения, Национальным агентством развития квалификаций – НАРК, использовать возможности портала "Работа в России" по прохождению стажировок и практик. Важно, чтобы такие центры появлялись не только в организациях высшего профессионального образования, но и на уровне среднего специального образования, помогали ребятам построить успешную карьеру после колледжа».
Об актуальности сетевого центра оценки компетенций в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования рассказала ректор Уральского медицинского университета Ольга Ковтун: «Врачу необходимо выстроить диалог с каждым человеком, независимо от возраста, пола, состояния здоровья и социального статуса, поскольку врач всегда находится на первой линии контакта с человеком. Сегодня в отрасли здравоохранения остро звучит запрос на подготовку современного, грамотного, креативного управленца. Поэтому создание Центров компетенций мы считаем чрезвычайно важной и своевременной задачей».
Идею создания Центра компетенций в сфере медицинского образования одобрила заместитель здравоохранения Российской Федерации Татьяна Семенова: «Однозначно прошу поддержать этот Центр компетенций в его развитии. В вузах нашей сети накоплен большой опыт создания и использования различных "диагностических" инструментов для оценки надпрофессиональных навыков, которые для врача, по своей сути, являются профессиональными. Центр готов поделиться этими технологиями, используемыми нами сегодня в аккредитации медицинских специалистов и, на мой взгляд, они могут быть эффективно использованы не только в системе здравоохранения, но и в других отраслях.
Что дает нам эта площадка? Сегодня в структуре подготовки медицинских кадров лишь 46 вузов Минздрава России, и большое количество вузов иной ведомственной принадлежности. Коммуникацию с коллегами иногда бывает осуществлять сложно, и поэтому АНО «Россия – страна возможностей» – это консолидирующая площадка, которая для нас была бы очень важна для единства подходов, технологий обучения и его оценки в процессе подготовки специалистов».
О деятельности региональных центров оценки компетенций рассказали совместно ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области Елена Александрова и проректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Александр Бедный.
«Мы активно и целенаправленно идем по пути коллаборации в регионе там, где работает экосистема профессионального развития, которая представлена рядом реализованных проектов. […] Мы объединили сильные стороны региона», – отметила Елена Александрова.
«Университет Лобачевского рассматривает участие в проекте как важнейший механизм, обеспечивающий качественно новые возможности для реализации талантов и профессионального потенциала молодых людей региона», – добавил Александр Бедный.
Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для всех трех групп заинтересованных лиц – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».
По словам Екатерины Степашкиной, наибольший общий интерес представляют такие компетенции, как партнерство и сотрудничество, клиентоориентированность, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект.
В списке учебных учреждений, на базе которых планируется в 2021 году открыть пилотные Центры компетенций, следующие вузы:
- Астраханский государственный университет,
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
- Донской государственный технический университет,
- Московский государственный университет пищевых производств,
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в коллаборации с Корпоративным университетом Правительства Нижегородской области,
- Национальный исследовательский технологический университет МИСиС,
- Национальный исследовательский Томский государственный университет,
- Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»,
- Омский государственный технический университет,
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
- Российский государственный социальный университет,
- Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ,
- Российский университет дружбы народов,
- Самарский государственный экономический университет,
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
- Сибирский федеральный университет,
- Тамбовский государственный технический университет,
- Тюменский государственный университет,
- Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ,
- Уральский государственный педагогический университет,
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
- Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),
- Южный федеральный университет.
Источник: rsv.ru