Семинар-совещание по вопросам развития движения «Абилимпикс» и инклюзивного образования в РФ
15 мая 202114 мая 2021 года на базе Московского государственного университета пищевых производств прошёл семинар-совещание по вопросам развития движения «Абилимпикс», движения, направленного на развитие инклюзивного образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Также семинар-совещание было посвящено подготовке к X Международному чемпионату «Абилимпикс» в регионах Центрального федерального округа.
Среди участников были представители региональных органов исполнительной власти, ответственные за развитие инклюзии в субъектах Российской Федерации; представители региональных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики, экономического развития, труда и социальной защиты населения, входящих в Центральный Федеральный округ; руководители региональных центров развития движения «Абилимпикс», базовых профессиональных образовательных организаций, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО; представители общественных организаций инвалидов, конкурсанты расширенного состава национальной сборной «Абилимпикс»; представители работодателей.
Мероприятие началось с выступления первого проректора Института развития профессионального образования Грибанова Игоря Николаевича который обозначил задачи семинара-совещания: “У нас сегодня есть чем поделится - в мире произошли достаточно серьёзные структурные и содержательные изменения. Основная цель на сегодня - это познакомиться друг с другом, обменяться мнениями, проблемами, рассмотреть варианты решений, скорректировать наши совместные действия. Очень важно, чтобы представители со всех регионов коммуницировали друг с другом. Как показывает практика, расстояние - играет большую роль. Приехать в соседний регион и поделиться своим опытом гораздо упрощает поиск решения проблем. Всем желаю хорошей работы.”
С приветственным словом к участникам семинара-совещания выступила проректор по учебно-воспитательной работе МГУПП Бикбулатова Альбина Ахатовна: “Я искренне рада приветствовать каждого. В зале много знакомых родных лиц, людей, с кем пройден определенный жизненный этап. Я искренне благодарна Министерству просвещения Российской Федерации за предоставленную возможность принять уважаемых гостей.” Альбина Ахатовна также отметила, что МГУПП является инклюзивным университетом: “У нас учатся победители чемпионатов «Абилимпикс», и мы готовим экспертов для участия в чемпионатах. Надеемся, что университет станет достойной площадкой, чтобы принять гостей X Международного чемпионата «Абилимпикс». На последнем ученом совете принято решение о создании в структуре университета Института международного инклюзивного образования.”
Участники встречи, представители субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального Федерального Округа представили свои результаты своей работы по инклюзивному образованию:
- деятельность БПОО и РУМЦ в субъектах Российской Федерации, входящих в ЦФО;
- взаимодействие с общественными организациями инвалидов;
- задачи и перспективы развития движения «Абилимпикс»;
- участие субъектов Российской Федерации в X Международном чемпионате «Абилимпикс»;
- подготовка конкурсантов Национальной сборной «Абилимпикс»;
- внедрение современных технических средств обучения инвалидов различных нозологических групп в образовательный процесс: кадры, технологии, практическое применение.
С докладами выступили:
- Тягова Лариса Владимировна (Московская область), заместитель директора по инклюзивному образованию ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" БПОО Московской области , “Цифровые ресурсы БПОО — современная модель обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Московской области”;
- Бочарова Анна Петровна (Тамбовская область), руководитель РУМЦ, “Региональные аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования Тамбовской области”;
- Цветаева Марина Владимировна (Ярославская область) , директор ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий ( БПОО, ЦРД "Абилимпикс"), “Инклюзивное профессиональное образование Ярославской области: состояние и перспективы развития”;
- Фокин Максим Андреевич (Орловская область), руководитель регионального Центра развития движения «Абилимпикс», “Развитие системы инклюзивного профессионального образования в Орловской области”
- Золотарева Наталья Витальевна (Воронежская область), руководитель ЦРД «Абилимпикс» ГБПОУ ВО «Новоусманский многопрофильный техникум» , “Опыт работы БПОО ГБПОУ ВО «Новоусманский многопрофильный техникум”;
- Шепелёва Наталия Николаевна (Костромская область), руководитель РУМЦ инклюзивного образования по направлению «Питание» ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж», “Опыт участия Костромской области в чемпионатном движении «Абилимпикс»”
- Грибанова Елена Михайловна (Курская область), заместитель директора по инклюзивному образованию, комплектованию и трудоустройству ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», руководитель ЦРД, “Развитие конкурсного движения Абилимпикс, проблемы пути решения”;
- Ильина Екатерина Васильевна (Тульская область), заместитель директора по учебно-методической и инновационной работе ГПОУ "Тульский техникум социальных технологий", “Опыт работы БПОО Тульской области по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья”.
Для поиска решений проблем стоящих перед инклюзивным образованием и детальной проработки существующих решений участники поделились на две группы, после чего определили возможные перспективы развития и дальнейший план действий.
Выступления завершил доклад проректора по учебно-воспитательной работе МГУПП Бикбулатовой Альбины Ахатовны, “Об итогах проведения апробации демонстрационного экзамена для лиц с инвалидностью”.
“Поскольку самый распространённый для системы профессионального образования является демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, то в задачах для нас, для модераторов этого проекта, являлась переработка всех материалов с учётом особенностей людей с инвалидностью. Проект был очень не простой- организовать демонстрационный экзамен для людей с инвалидностью задача сложная, помимо того ещё и наложилась пандемия. И тем не менее я хочу лично от себя, от той команды, которая работала над проектом высказать огромную благодарность всем участникам этой работы. Проект поддержали, апробация состоялась в 36 субъектах российской федерации, 290 ребят с инвалидностью всех нозологических групп прошли все демонстрационные экзамены. И для меня было ценно то, что мы могли это сделать в регионах - там, где, действительно, были сложности. Вместе с коллегами из Минпросвещения, мы однозначно приняли модель - не менять содержание, то есть если человек с ограниченными возможностями выходит конкурировать на рынок, он должен обладать теми же компетенциями и качеством подготовки, что и люди без ограничений. Мы проработали условия и для всех нозологических групп с учетом того, что тотально слепые, тотально глухие - это разные категории, которые требуют совершенно разного подхода. Пришлось проработать документацию - Планы застройки, Планы перерывов и заданий. В каждой документ, каждый год пришлось вносить изменения. Очень долго мы спорили по тому, насколько подробно нужно прописывать перечень технических средств и оборудования, которые используются для адаптации. Но поскольку есть жесткие ограничения мы приняли рамочные характеристики и прописали необходимые условия, давая больше свободы регионам.
В период апробации мы аттестовали очень много площадок. Какие результаты мы получили? Необходимо усиление кадрового состава на площадках проведения демонстрационных экзаменов. Необходимо привлечение медицинских работников и психологов, в связи с появлением довольно стрессовых ситуаций. Мы однозначно поняли, что нужны и тьюторы, ассистенты, которые выполняют разные функции. Необходимы отдельные волонтеры, которые тоже должны быть подготовлены к проведению демонстрационного экзамена. Необходимо техническое оборудование в зависимости от нозологии. Самый острый вопрос стоял во времени. Демонстрационный экзамен очень длительный, но для людей с инвалидностью ещё необходимо увеличение времени. Они просили перерывы в процессе выполнения задания. Это тоже надо учитывать. Я надеюсь, что данная работа на уровне Минпросвещения РФ будет продолжена - огромный пласт материалов уже проработан, очень много сделал «Абилимпикс».” - поделилась результатами проекта Альбина Ахатовна, тем самым обозначив новые вопросы, для поиска решения которых собрались участники.
В завершение семинара-совещания ко всем участникам обратилась мама ребёнка с инвалидностью, представитель Всероссийской организации родителей детей инвалидов Наталья Авиловичева - “Хочу поблагодарить, в первую очередь, Министерство просвещения РФ, которое поддержало движение «Абилимпикс» и всех, кто с ними работает. С нами, с родителями, немножко сложно, потому что мы не знаем, куда деваться. Если бы у нас была такая встроенная система как в Москве - с детского сада до школы, колледжа и далее - было бы проще. Спасибо большое, за то что вы делаете для наших детей!”