Медицинскому институту непрерывного образования МГУПП 10-лет!
10 марта 2021Медицинский институт непрерывного образования был создан в марте 2011 года, как структурное учебно-научное и административное подразделение (на правах факультета) Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Московский государственный университет пищевых производств». Решение о создании медицинского института было связано, с наметившейся к тому времени и укрепившейся в настоящее время, тенденцией возвращения медицинских факультетов в крупные университеты (Московский, Санкт – Петербургский, Казанский и др.). Создание медицинского института состоялось на основе решения Учёного совета Университета, которое было одобрено руководством Министерства образования и науки Российской Федерации. Большинство профессоров и других сотрудников института это бывшие сотрудники, практически, расформированного к тому времени Государственного Института Усовершенствования Врачей Министерства Обороны РФ.
В момент своей организации институт имел название «Медицинский институт усовершенствования врачей», и в его состав входили 5 кафедр: кожных и венерических болезней, медицинской реабилитации и физических методов лечения, гастроэнтерологии, фармации, гигиены. После подготовки коллективом Института образовательных программ высшего образования (аспирантуры, ординатуры, интернатуры), а также значительного числа образовательных программ дополнительного образования, их утверждения Учёным советом, Университет получил лицензию на образовательную деятельность по подготовке медицинских и фармацевтических кадров в объёме:
- подготовка кадров высшей квалификации аспирантура – по 18 специальностям;
- подготовка кадров высшего образования в ординатуре – по 42 специальностям;
- подготовка кадров высшего образования в интернатуре – по 18 специальностям;
- по 57 направлениям профессиональной переподготовки врачей и провизоров;
- по 61 направлению повышения квалификации врачей и провизоров;
- по 32 направлениям повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием.
К сентябрю 2011 года были созданы и начали осуществлять свою деятельность 10 кафедр: кожных и венерических болезней с курсом косметологии; гастроэнтерологии; медицинской реабилитации и физических методов лечения; гигиены; фармации; хирургии; терапии с курсом неврологии; организации здравоохранения и общественного здоровья; эпидемиологии; психиатрии.
Если на момент образования Института, его клиническими базам были, лишь, медицинские учреждения Министерства обороны РФ: «Главный военный клинический госпиталь имени академик Н.Н. Бурденко»; «3 центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского Министерства обороны РФ»; 6 центральный военный клинический госпиталь Министерства обороны РФ; 9 лечебно- диагностический центр МО; Марфинский центральный клинический санаторий, Центр санитарно- эпидемиологического надзора МО, то к концу года клиническими базами кафедр Института стали: «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора; «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы»; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Психиатрическая больница № 5» ; «Главный клинический госпиталь МВД России»; Муниципальное автономное учреждение «Центральная городская клиническая больница г. Реутов»; Центральная клиническая больница МВД России; Научный Клинический Центр ОАО «РЖД».
Опыт работы 2011- 2013 году показал потребность создания самостоятельных направлений подготовки врачей хирургического профиля по некоторым специальностям, выделение их из кафедры хирурги, создание новых кафедр, обеспечивающих должный уровень образовательной, методической и научной работы по этим направлениям медицинской деятельности. В связи с этим в 2013 году были созданы кафедры: урологии; травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии; акушерства и гинекологии.
В этом же году было принято решение ликвидировать кафедру гигиены, и в дальнейшем осуществлять подготовку специалистов – гастроэнтерологов и диетологов на кафедре терапии, а также объединить кафедру гигиены и эпидемиологии в одну кафедру – эпидемиологии и социальной гигиены. В связи с созданием новых кафедр выросло число клинических баз Института, как за счёт государственных, так и не государственных учреждений здравоохранения: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха «Центральная районная больница»; ФГБУ «Госпиталь для инкурабельных больных – Научный лечебно – реабилитационный центр» Российской академии медицинских наук.
В 2014 году наметился значительный дефицит образовательных услуг в подготовке, переподготовке и усовершенствовании медицинских специалистов по специальности: эндоваскулярная и сердечно- сосудистая хирургия, онкология, лучевые методы диагностики и лечения, отоларингология и стоматология. Было принято решение: подготовку кадров в области эндоваскулярной и сердечно- сосудистая хирургии осуществлять на кафедре хирурги. Практической и клинической базой этого направления стал «Федеральный центр сердечно – сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения РФ в городе Пенза.
В 2015 году были созданы кафедры: онкологии, лучевых методы диагностики и лечения, отоларингологии; стоматологии. Клиническими базами этих кафедр стали существующие клинические базы Института, имеющие профильные структурные подразделения, а также ряд новых авторитетных учреждений здравоохранения России и зарубежья: «Московский научно – исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена» Минздрава России; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский областной онкологический диспансер»; Федеральный научно- клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачёва.
В 2016 решением Учёного совета университета Медицинский институт усовершенствования врачей переименованный в институт медико – социальных технологий. Такая инициатива была связана с выявлением потребности государства и общества в научно-учебно-практическом комплексе, способном при минимальном потреблении ресурсов решать на междисциплинарном уровне концептуальные и практические задачи в сфере медико- социальных услуг, осуществлять обучение специалистов с различными профилями профессионального образования по вопросам прав инвалидов и медико-социальной реабилитации, участвовать в разработке многопрофильных медико-социальных программ реабилитации для различных категорий инвалидов, разрабатывать научно обоснованные предложения по принятию законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов и других лиц, нуждающихся в медико- социальной помощи. В Институте были разработаны программы переподготовки и повышения квалификации социальных работников с учётом современных подходов в социальной сфере:
- комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
- обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;
- личному участию в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организации бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации.
В 2017 году в Российской Федерации была принята концепция непрерывного медицинского образования (НМО) - система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков медицинских работников в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций. Система подготовки медицинских и фармацевтических работников, в связи с принятием концепции НМО, претерпело значительные изменения. Актуализация задач института и формы образовательной деятельности потребовало и изменения названия института, в октябре 2018 года он был переименован в Медицинский институт непрерывного образования. В этом же году, прошло ряд организационно – штатных изменений: кафедра хирургии была реорганизована в кафедру хирургии повреждений, в состав которой вошла кафедры травматологии и ортопедии, а также кафедра анестезиологии и реаниматологии; кафедра терапии организовала курс педиатрии, кафедра стоматологии была реорганизована в кафедру стоматологии и челюстно – лицевой хирургии, взамен кафедр эпидемиологии и организации здравоохранения была создана единая кафедра организации здравоохранения, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы с курсом судебно - медицинской экспертизы, а в 2020 году кафедра пульмонологии и аллергологии.
В настоящее время институт полностью интегрирован в структуры Университета. Институт осуществляет образовательную и воспитательную деятельность не только в подготовке медицинских кадров, но и участвует в подготовке других специалистов Университета. Наряду с клиническими базами, институт широко использует учебную, методическую и научную базу университета; имеет общие направления научных исследований, представляет университет на различных научных конференциях и форумах, осуществляет совместную международную деятельность.
В настоящее время в институте функционируют 14 кафедр. Все кафедры института укомплектованы высококвалифицированным научно-педагогическим персоналом, в том числе: 43 докторов медицинских, биологических и фармакологических наук, 20 из которых имеет учёное звание «профессор»; 53 кандидатов медицинских, биологических и фармакологических наук, 47 преподавателей имеет учёное звание «доцент» Профессорско-преподавательский состав института имеет большой опыт не только в подготовке и переподготовке медицинских кадров, но и большой практический опыт клинической и организационной деятельности в различных звеньях системы здравоохранения. В составе института трудятся 8 академиков отраслевых и общественных академий, 8 человек имеют почётные звания « Заслуженный врач РФ», « Заслуженный работник здравоохранения РФ», «Почётный работник высшего профессионального образования России». Более 20 человек из числа преподавателей института - участники боевых действий, многие из них принимали участие в медицинском обеспечении миротворческих и антитеррористических операций на территории РФ и в горячих точках за пределам страны. 27 сотрудников института имеют государственные награды Российской Федерации.
Клиническими и научными базами кафедр института являются профильные коечные и амбулаторно-поликлинические отделения, имеющие современное оснащение и оборудование лаборатории, лечебные и диагностические подразделения госпиталей, больниц, санаториев и других лечебно-профилактические учреждения Министерства Обороны РФ, МВД РФ и Национальной гвардии, а также профильные отделения научно-исследовательских институтов и крупных лечебных учреждений города Москвы и Московской области, в которых на основе научной - практической кооперации осуществляется практическая работа обучающихся и научно- исследовательская деятельность по наиболее актуальным и социально - значимым проблемам здравоохранения, например: ФГКУ им. Н.Н. Бурденко, ГКУЗ г. Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б, Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы», ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» Минздрава РФ, Главный клинический госпиталь МВД, Главный клинический госпиталь Национальной гвардии, ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана Департамента здравоохранения г. Москвы, Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (город Пенза), Центр детской гематологии, онкологиии иммунологии им. Дмитрия Рогачёва и другие.
Научно-исследовательская деятельность института направлена на:
- формирование специалиста на основе новейших достижений НТП и взаимосвязь с учебным процессом;
- формирование планов проведения научных исследовании по госбюджетной, хоздоговорной и инициативной тематике;
- утверждение приоритетных направлений научных исследований;
- совершенствование и укрепление материальной базы научно-исследовательских лабораторий;
- развитие научных контактов с отраслевыми и академическими НИИ, внедрение научных достижений в учебный процесс;
- организация и проведение научных, научно-практических семинаров, школ, конференций, симпозиумов.
Основными научными направлениями деятельности института и его кафедр являются:
- Дальнейшеее изучение причин возникновения, механизмов развития, клинических проявлений, современных высокотехнологичных способов диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики социально значимых заболеваний.
- Разработка теории и организационно-методических принципов восстановительной медицины как направления в профилактической медицине, ориентированного на создание системы охраны здоровья здорового человека, профилактику заболеваний и на медицинскую реабилитацию.
- Изучение механизмов влияния лечебных физических факторов на адаптивную саморегуляцию функций с учётом специфики воздействия и состояния функциональных резервов организма человека в целях создания новых системно-аналитических, психофизиологических и информационных технологий и методов лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации пострадавших.
- Продление активного долголетия, геронтология и гериатрия, медицина антистарения (Аnti-age),комплекс лечебно-диагностических мероприятий, обеспечивающих активное долголетие, разработка комплексных программ лабораторных исследований, которые включают как традиционные клинические методы анализов, так аналитические методы жидкостной и газовой хроматографии, аминокислотного и атомно-спектрометрических исследований, обеспечивающие определение биологического возраста. Разработка и использование в лечении и профилактики геронтопротекторы, а также участие в разработке новых рационов геронтологического питания.
- Лечение и профилактика алементозов, метаболического синдрома, другие нарушения питания, коррекция метаболических нарушений, участие в разработке функционального и специализированного питания.
- Современные подходы организации здравоохранения территорий и ЛПУ, управление системой качества оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг.
- Биобезопасность, молекулярной и клеточной микробиология, нанобиотехнологии и факторы риска их использования, эпидемиология и инфекционная иммунологии актуальных инфекций и санитарной гигиена труда и питания.
Ежегодно учёными института публикуются 120 – 150 различных публикаций в научных журналах, выпускаются 8-10 монографий, 40-60 научно – методических и учебных пособий. Профессорско – преподавательский состав и обучающиеся в институте принимают активное участие в проводимых международных, республиканских и региональных научных конференциях, выступая со своими докладами на этих научных форумах.
Институт активно участвует в международном сотрудничестве. Ежегодно в нём проходят обучение 15- 20 иностранных медицинских специалистов. Поддерживались деловые контакты в рамках заключённых договоры о сотрудничестве с
- Даулинг Клуб Великобритании
- Университет г. Варна, Республика Болгария
- Вильнюсский университет, Литва
- Клиника Вильнюсского университета «Жальгирю клиника», Литва
Плодотворно сотрудничает институт с Йельским университетом (США) в образовательной и исследовательской деятельности в области акушерства и гинекологии; в реализации дистанционных программ обучения органосохраняющей и реконструктивной хирургия тазовых органов женщины и пластической хирургии при аномалиях развития женских половых органов.
Активно наращивается сотрудничество с медицинско-хирургическим факультетом Падуанского университет (Италия) в образовательной и исследовательской деятельности в области эстетической медицины и косметологии.
Направлениями по развитию Института на ближайшее время (2021- 2024 годы) являются:
- Оптимизация организационно- штатной структуры Института, создание кафедр офтальмологии с курсом офтальмохирургии; нейрохирургии; иммунологии и эндокринологии с целью удовлетворения спроса на образовательные услуги по программам высшего образования (ординатура) и дополнительного образования (переподготовка и повышение квалификации) специалистов по этим специальностям.
- Создание направления подготовки по программам специалитета (6 лет) специалистов с высшим медицинским образованием по специальностям «Лечебное дело» и «Остеопатия».
- С целью реализации образовательных программ, основанных на реалистичном моделировании клинической ситуации с помощью интерактивных тренажёров и высокотехнологичных симуляторов, создать Центр симуляционных и имитационных технологий обучения и контроля с оснащением современной техникой, манекенами и фантомами.
- С целью доведении результатов открытий, сделанных в лабораториях и доклинических исследованиях, до стадии клинических исследований и исследований на человеке; разработки инновационных методов молекулярной диагностики, разработка новых методов генной и клеточной терапии, внедрение инновационных разработок превентивной и предиктивной медицины создать Центр по реализации образовательных технологий трансляционной медицины ( в составе клинико – экспериментальной лаборатории (вивария), лаборатории робототехники и бионики, патологоанатомической лаборатории (прозекторской)).
- Создание Университетской клиники, которая будет интегрировать образовательный, клинический и научный процессы.