Заседание рабочей группы Департамента государственной молодежной политики // Meeting of the working group of the Department of State Youth Policy
22 декабря 2020На базе Московского государственного университета пищевых производств состоялось заседание рабочей группы Департамента государственной молодежной политики по формированию предложений для реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» под руководством заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дружининой Елены Сергеевны. В работе группы приняли участие:
- Аширов Денис Валерьевич, директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России,
- Цибульникова Виктория Евгеньевна, заместитель начальника отдела информационного и аналитического обеспечения Минобрнадзор России,
- Омельчук Татьяна Михайловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России,
- Демидова Марта Григорьевна, начальник отдела координации деятельности студенческих объединений и добровольческого движения Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России,
а также представители университетов страны (в том числе отраслевых), молодежных общественных организаций, Рособрнадзора.
Заседание рабочей группы прошло в четвертый раз, на этот раз темой было обсуждение уже разработанных проектов документов - Методических рекомендаций по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации.
С докладом выступила Цибульникова Виктория Евгеньевна, заместитель начальника отдела информационного и аналитического обеспечения Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Она представила уже разработанные проекты документов, это: Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации, где рассмотрены концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса, методологические подходы к организации воспитательной деятельности, цель и задачи воспитательной работы в в образовательной организации высшего образования (ООВО). В докладе также были представлены: пример рабочей программы воспитания, включающий применение образовательных технологий в офлайн и онлайн форматах воспитывающей среды, примерные направления воспитательной деятельности и воспитательной работы, приоритетные виды деятельности обучающихся, формы и методы воспитательной работы в ООВО, ресурсное обеспечение и инфраструктура ООВО, обеспечивающая реализацию рабочей программы воспитания. Также рассмотрено социокультурное пространство, сетевое взаимодействие с организациями, социальными институтами и субъектами воспитания и вопросы студенческого самоуправления (со-управление) в ООВО. Были представлены предложения по мониторингу качества организации воспитательной деятельности и ключевые показатели эффективности и критерии качества. На обсуждение был вынесен Примерный календарный план: конкретизирующий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых субъекты воспитательного процесса принимают участие. Предложены три варианта формирования календарного плана: по направлениям воспитательной работы, по приоритетности модулей / направлений воспитательной работы, по приоритетным видами деятельности обучающихся.
Также Виктория Евгеньевна заметила, что все предложения носят рекомендательный характер и могут быть адаптированы под конкретный вуз и регионы и имеют широкую вариабельность.
В ходе обсуждения выступил Ректор МГУПП Михаил Григорьевич Балыхин, который высоко оценил представленные предложения и отметил, что “Школа делает из ребенка человека, а университет все таки создает личность. Это очень серьезный подход . Что касается МГУПП, то воспитательная работа - часть нашего образовательного кредо. Мы его условно разделяем на две части. Естественно, что у нас присутствует ценностно - ориентированный подход, но также есть то, что прежде всего подчеркивает идентичность каждого университета, это профориентационный, прикладной подход.”
Ректор МГУПП также рассказал об инициативе университета по снижению часовой нагрузки на на тех преподавателей, которые будут заниматься дополнительной воспитательной работой.
Возможности реализовать уникальность каждого вуза было посвящено и выступление проректора по воспитательной работе МГУПП Бикбулатовой Альбины Ахатовны - “Работа продолжается. Для нас было важно создать максимально удобный документ, который будет полезен университетам. Я очень благодарна, что в представленных документах есть академические свободы, которые предусматривают возможности для реализации идентичности каждого вуза, возможности встраивать элементы воспитательной работы в разные этапы образовательного процесса. Важно, что Минобрнауки России разработал конкретные рекомендации, чтобы мы могли и обменяться опытом и не потерять ту самую идентичность, которая присуща каждому университету и отдельно реализуется также и вне образовательной программы.”
В интервью по окончании заседания Аширов Денис Валерьевич, директор Департамента государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, подвел первые итоги - “Прежде всего хотелось бы сказать спасибо той рабочей группе, которая сегодня в первой итерации завершила свою работу. Сегодня был представлен типовой набор документов- это и календарный план и методические рекомендации и рекомендательное письмо, которое будет направляться в вузы, и та программа примерной воспитательной работы, которую нам необходимо было разработать, дать нашим образовательным организациям и которую они могли бы взять за основу. Мы понимаем насколько это сложно, мы понимаем насколько у нас огромная страна со своей субъектовой спецификой, спецификой вузовской деятельности. Мы понимаем, что нам важно учесть все мнения и сделать так, чтобы эти документы могли лечь в основу воспитательной деятельности которые нам необходимо заложить на основании 34 ФЗ.
Мы привлекли большое количество экспертов, которые работали над этими документами и постарались за эти три месяца максимально их проработать. Мы понимаем, что это не финальная стадия, понимаем, что необходима доработка. Сегодня наш профильный заместитель министра Елена Сергеевна Дружинина сказала о том, что мы будем выносить эти документы на обсуждение в профильные комитеты государственной думы, где постараемся получить еще дополнительный экспертные заключения и экспертные мнения.
Но в целом, мы заложили большой пласт, который возможен уже для реализации в наших вузах, потому что 1 сентября не за горами и уже совсем скоро наши образовательные организации должны будут внедрить в свой образовательный процесс ту воспитательную компоненту о которой мы сегодня говорили в ходе заседания рабочей группы.”
Moscow State University of Food Production hosted a meeting of the working group of the Department of State Youth Policy on the formation of proposals for the implementation of the Federal Law of July 31, 2020 № 304-FZ "On Amending the Federal Law" On Education in the Russian Federation "on the education of students" under the leadership of Deputy Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation Druzhinina Elena. The group was attended by:
- Denis Ashirov, Director of the Department of State Youth Policy of the Ministry of Education and Science of Russia,
- Victoria Tsibulnikova, Deputy Head of the Department of Information and Analytical Support of the Russian Ministry of Education and Science,
- Tatiana Omelchuk, Deputy Director of the Department of State Policy in Higher Education, Ministry of Education and Science,
- Martha Demidova, Head of Coordination of Student Associations and Volunteer Movement, Department of State Youth Policy of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation,
as well as representatives of the country's universities (including industry-specific universities), youth public organizations, Rosobrnadzor.
Meeting of the working group was held for the fourth time, this time the topic was the discussion of already developed draft documents - guidelines for developing a working educational program and calendar plan for the educational work of the organization.
Presentation was made by Victoria Tsibulnikova, deputy head of information and analytical support of Department of quality assessment of education and control (supervision) over the activities of public authorities of subjects of the Russian Federation Federal Service for Supervision in Education and Science. She presented the draft documents already developed, these are: Methodological recommendations on the development of a working program of upbringing and calendar plan of educational work of the educational organization, which considered the conceptual and value bases and principles of the educational process, methodological approaches to the organization of educational activities, goals and objectives of educational work in the educational organization of higher education (EOHE). The report also presented: an example of a working educational program, which includes the application of educational technologies in offline and online formats of the educational environment, examples of educational activities and educational work, priority activities of students, forms and methods of educational work in EOHE, resource provision and infrastructure of EOHE, ensuring the implementation of the working program of education. Also there were considered socio-cultural space, network interaction with organizations, social institutions and subjects of upbringing and questions of student self-government (co-management) in EOHE. Proposals for monitoring the quality of the organization of educational activities and key performance indicators and quality criteria were presented. A sample calendar plan was presented for discussion: it specifies a list of events and activities of educational orientation, which are organized and conducted by the educational organization and (or) in which the subjects of the educational process participate. Three variants of formation of the calendar plan are offered: by directions of educational work, by priority of modules / directions of educational work, by priority kinds of activity of students.
Victoria Tsibulnikova also noted that all the proposals are recommendations and can be adapted to a particular university and the regions and have a wide range of variability.
During the discussion, Mikhail Balykhin, the Rector of Moscow State University of Food Production, appreciated the presented suggestions and noted that "The school makes a person out of a child, and the university creates a personality. This is a very serious approach. As far as MSUFP is concerned, educational work is part of our educational credo. We conventionally divide it into two parts. Naturally, we have a value-oriented approach, but we also have something that primarily emphasizes the identity of each university, this is a career guidance, applied approach.
The rector of MSUFP also spoke about the initiative of the university to reduce the hourly load on those teachers who will be engaged in additional educational work.
The possibility of realizing the uniqueness of each university was also devoted to the speech of Albina Bikbulatova, Vice-rector for Educational Work of MSUFP - "The work continues. For us it was important to create the most convenient document, which will be useful to universities. I am very grateful that the presented documents have academic freedom, which provides opportunities for the implementation of the identity of each university, the possibility of building elements of educational work in the different stages of the educational process. It is important that the Russian Ministry of Education and Science has developed specific recommendations so that we can both share experiences and not lose the very identity that is inherent in each university and separately implemented also outside the educational program."
In an interview at the end of the meeting, Denis Ashirov, Director of the Department of State Youth Policy of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, summarized the first results - "First of all, I would like to say thank you to the working group, which completed its work today in the first iteration. Today we presented a standard set of documents - this is the calendar plan and recommendations and the recommendation letter that will be sent to universities, and the program of exemplary educational work that we had to develop, give to our educational institutions and which they could take as a basis. We understand how difficult this is, we understand that we have a huge country with its own subject specifics, the specifics of the activity of higher education institutions. We understand that it is important for us to take into account all the opinions and to make sure that these documents could form the basis of the educational activities that we need to lay on the basis of 34 Federal Laws.
We brought in a large number of experts who worked on these documents and tried to work through them as much as possible during these three months. We understand that this is not the final stage; we understand that some fine-tuning is necessary. Today our Deputy Minister, Elena Druzhinina, has said that we will submit these documents for discussion to the relevant State Duma committees where we will try to get more expert opinions and views.
But in general, we have laid down a large layer, which is already possible to implement in our universities, because September 1 is not far off and very soon our educational institutions will have to introduce into their educational process the educational component that we talked about today during the working group meeting.”