«С детства мечтала работать со словом»: история успеха молодого ученого Кристины Агафоновой
1 февраля 2024Кристина Агафонова — заместитель директора Института международного образования и заведующая кафедрой русского языка как иностранного, совмещает управленческую работу с преподаванием и научной деятельностью.
Что привело Кристину в науку и почему она выбрала для себя такое необычное направление русистики?
Об этом история нового специального проекта Минобрнауки России «Женщины-ученые», приуроченного ко Дню женщин и девочек в науки, который празднуется 11 февраля.
С детства Кристина мечтала стать учителем и работать со словом. Уже в 3 года наша героиня «учила» папу алфавиту, а с 14 лет начала работать в юношеских газетах и журналах, включая «Пионерскую правду». Кристина писала заметки, рассказы, стихотворения. В школьные годы и во время учёбы в институте подрабатывала репетитором английского языка.
Кристине посчастливилось поступить в один из лучших лингвистических университетов — Институт русского языка имени А.С. Пушкина. Именно здесь она получила первый опыт межкультурной коммуникации: с ней в группе учились 14 иностранных студентов из Китая, Ирана, Таиланда.
Там Кристина с отличием окончила бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема понимания скрытых и явных словесных выпадов в политическом дискурсе» в 2020 году. Работа была высоко оценена председателем диссертационного совета советским и российским лингвистом-русистом, доктором филологических наук, профессором, член-корреспондентом и действующим членом Академии педагогических наук СССР Виталием Григорьевичем Костомаровым.
«Наставничество доктора педагогических наук, профессора Шляхова Владимира Ивановича дало мне твёрдую основу для научных исследований и педагогической деятельности», — отзывается о научном руководителе Кристина Агафонова.
Будучи аспиранткой, она работала заместителем директора крупной государственной организации в социальной сфере на протяжении пяти лет. Но после защиты диссертации приняла решение отказаться от этой работы и полностью посвятить себя преподаванию и науке.
Кристина работала в Институте русского языка имени А.С. Пушкина, РУДН, а затем получила приглашение на работу в Российский биотехнологический университет.
Сегодня она совмещает управленческую работу с преподаванием и научной деятельностью, а также активно разрабатывает методические материалы и учебные курсы по РКИ, занимается переподготовкой кадров. Параллельно работает в Учебном центре русского языка МГУ. За три года работы там Кристина обучила 200 преподавателей, которые проходили повышение квалификации.
Научные интересы Кристины неизменны — это метафоры, ирония, мемы и их влияние на сознание людей. Этой теме посвящены более 20 статей и книга «От метафоры до фейков: словесное воздействие на эмоции, знания и поведение людей». А сейчас Кристина работает в коллективе авторов над учебным пособием «Цифровые технологии в педагогической деятельности», которое скоро появится в печати.
Как руководитель Института международного образования, Кристина намерена способствовать развитию методологической и научно-исследовательской работы в сфере языка специальности и продвижению русского языка и культуры за рубежом.
«Такая работа также позволяет и путешествовать с такой миссией. С коллегами из РОСБИОТЕХа нам удалось посетить страны Африки и Кубу по заданию Россотрудничества», — делится Кристина Агафонова.