Телефон приёмной комиссии 8 (800) 550-36-02      СЕРВИС ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОНЛАЙН

Новости

В РОСБИОТЕХе обсудили актуальные вопросы нравственного воспитания и психологической поддержки молодежи

30 января 2024

На базе Российского биотехнологического университета (Университет РОСБИОТЕХ) в рамках XVI Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» прошли секция и два круглых стола. Участниками заседаний стали более 500 человек из 51 субъекта Российской Федерации. Одним из ярких докладчиков стала заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Анна Брайнес

Конференция 2024 года приурочена к 100-летию Татьяны Ивановны Шамовой – заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, руководителя научной школы «Управление образовательными системами». 


Конференцию открыла проректор по научной работе Галина Ефремова. Она рассказала участникам конференции о ценностной роли Татьяны Ивановны Шамовой и значимости традиций научной школы «Управление образовательными системами» для развития отечественной педагогической науки.

Первый заместитель Министра образования и спорта Республики Карелия, кандидат педагогических наук Наталья Кармазина обратила внимание на ценностные детерминанты стратегического управления развитием региональной системы образования.

Главный советник Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации Денис Геттоев раскрыл особенности командообразования как принципа стратегического развития общеобразовательной организации.

Заслуженный деятель науки Республики Карелия, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель отдела подготовки и аттестации научных кадров ОАО «Всероссийский дважды ордена Трудового Красного Знамени Теплотехнический научно-исследовательский институт» Александр Федоров рассказал о системе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, образовательно-педагогическом дизайне и ценностных ориентирах трансформации и стратегического развития в научной организации.

На секции «Ценностно-ориентированный подход в системе социально-гуманитарного знания» обсудили вопросы, связанные с ценностными ориентирами в системе дошкольного и начального образования, а также темы, посвященные высшему образованию и подготовке научно-педагогических кадров. Участники заседания рассказали о роли социально-гуманитарного образования в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи, методах формирования русских традиционных ценностей в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла, традициях научного наставничества и системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и др.


В рамках секционного заседания также прошли два круглых стола: круглый стол «Развитие психологических служб в образовательных организациях высшего образования», который модерировала директор Института биотехнологии и глобального здоровья Татьяна Макарова; и круглый стол молодых ученых, модераторами которого стали заместитель директора Института международного образования Кристина Агафонова  и доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Людмила Фокина.

В рамках круглого стола «Развитие психологических служб в образовательных организациях высшего образования» с обзорным докладом о ситуации на федеральном уровне и развитии деятельности психологических служб в вузах России выступила заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Анна Брайнес.

Спикер привела статистику по вузам, где работает психологическая служба: 151 вуз – в ЦФО, 81 вуз – ПФО, 53 вуза - СФО, 52 вуза – ЮФО, 48 вузов - СЗФО, 35 вузов – УФО, 32 вуза – ДФО, 21 – СКФО. При этом, по всей России работает 72 горячих линии для студенческой молодежи. Также она отметила, что в таких службах работают люди с образованием уровня бакалавриата/специалитета (1090 человек), магистратуры (366 человек), программы профессиональной переподготовки (518 человек). Чаще всего к этим психологам обращаются студенты – доля обращений составляет 29%.


Интересными выводами исследования социальных потребностей студенческой молодежи поделилась заведующая кафедрой организационной психологии Московского института психоанализа Наталья Курдюкова. В числе ключевых запросов молодых людей – обращение за развитием и результатом, эмоциональным реагированием, безопасной поддержкой, снятием эмоционального напряжения. Также эксперт привела статистику Уральского федерального университета (УрФУ), согласно одной из главных психологических проблем у обучающихся стала «нехватка смыслов». Так, выяснилось, что большинство представителей современной молодежи интересуется поиском себя и смысла жизни чаще, чем вопросами заработка и повышения социального статуса.

На заседании был представлен опыт вузов по созданию и организации деятельности психологических служб. Так, свой опыт представила Милена Кленова, руководитель Центра психологической поддержки Саратовской государственной юридической академии, член межведомственной рабочей группы при Минобрнауки России по развитию психологических служб в вузах, представив модель организации психологической службы, возникающие проблемы и пути их решения. Также своим опытом поделилась заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Владимирского университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Елена Пронина. Она подчеркнула, что студенты обращаются к психологу в онлайн-формате, наиболее сложные случаи обсуждаются при личном общении. С целью популяризации психологии специалисты ВлГУ ведут блог «Молодежь и будущее», а активисты из студенческого медиацентра записывают подкаст «Говорун» по актуальным психологическим темам.


Светлана Попова, директор по науке Института молодежи Государственного академического университета гуманитарных наук, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав ребенка, член межведомственной рабочей группы при Минобрнауки России по развитию психологических служб в вузах, представила систему поддержки психологов вузов через модель наставничества.

Значимым для участников мероприятия стало представление научно-методических основ и практико-ориентированных методик по ключевым направлениям деятельности психологов в вузе. Большой интерес вызвало выступление Мариям Эркеновой по психологической профилактике суицидального поведения студентов. Ирина Поташова, представитель Экспертно-аналитического центра по проблемам инклюзии, рассказала об особенностях психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях высшего инклюзивного образования, а доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заместитель директора Института биотехнологии и глобального здоровья РОСБИОТЕХа Ольга Верхозина в своем выступлении обратила внимание на важность психологической поддержки одаренных студентов и создания условий в вузе для проявления и развития одаренности студентов независимо от места жительства, социального статуса и финансового положения.

На круглом столе молодых ученых выступили преподаватели РОСБИОТЕХа, бакалавры, магистранты, и аспиранты ведущих российских вузов. Они продолжили развивать тему, связанную с ценностными ориентирами студентов, преподавателей и даже сотрудников организаций различных типов.

 Желающие принять участие в других мероприятиях XVI Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» могут присоединиться к мероприятиям онлайн. Также есть возможность прислать научную статью до 1 февраля 2024 года. Работы принимаются на сайте организатора в формате Word.



Вернуться к списку новостей