Директор информационно-вычислительного центра Университета РОСБИОТЕХ Василий Аитов рассказал о цифровых сервисах оценивания
4 декабря 2023В Юрайт.Академии состоялась II Всероссийская конференция «Интерактивное оценивание и качество образования». В ходе дискуссии «Цифровые сервисы оценивания и их интеграция в ЭИОС» эксперты обсудили цифровой фонд оценочных средств, академические мошенничества, проверки и прокторинг.
Опытом поделился директор информационно-вычислительного центра Российского биотехнологического университета Василий Аитов.
Эксперт рассказал, как сотрудники университета составляют фонд оценочных средств в цифровой среде: «В основе составления фонда оценочных средств лежит рабочая программа по дисциплине. Мы стараемся сделать так, чтобы банки заданий формировались не каждым конкретным преподавателем, а на уровне кафедры, факультета или университета. Это позволяет системно анализировать задания, понимать, достаточно ли они эффективны и полезны. Благодаря такой общности, сотрудничеству преподавателей друг с другом повышается качество образования в целом».
Спикер отметил, что не по каждому курсу возможно провести аттестацию в виде тестирования, в некоторых случаях необходим личный контакт студента и преподавателя: «Важно помнить, что не для всех дисциплин подходят тесты с формализованными ответами. На таких специальностях мы стараемся вводить больше практики, выдавать задания, которые требуют комплексного подхода. Если у человека действительно есть цели и амбиции, то просто теста недостаточно, ему нужно учиться работать в команде, получать обратную связь от преподавателей. В таких случаях нужны совсем иные формы оценивания».
Василий Аитов высказал мнение, в каких аспектах помощь могут оказывать системы на базе искусственного интеллекта, а в каких – нужен исключительно преподаватель: «Искусственный интеллект может помочь в составлении и проверке типовых, формализованных заданий. Но нам необходимы задания, учитывающие значительное количество технических условий, их взаимосвязи. Существует мнение, что в процессе обучения на инженерных дисциплинах автоматизация должна заканчиваться на выдаче заданий. А затем педагог должен каждую работу обсуждать лично со студентом, обращать внимание на ошибки, способствовать формированию некой преемственности. Именно в этом заключается учебный процесс».
Участники дискуссии:
–– Дмитрий Поляков, кандидат технических наук, доцент, начальник отдела Развития образовательных технологий Тамбовского государственного технического университета;
–– Василий Аитов, директор информационно-вычислительного центра Российского биотехнологического университета;
–– Ирина Крючкова, начальник управления качества образования Воронежского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент;
–– Анжелика Барсукова, доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ МИСИС, разработчик образовательных программ, кандидат исторических наук.