Телефон приёмной комиссии 8 (800) 550-36-02      СЕРВИС ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОНЛАЙН

Новости

Михаил Груздев: «Наша задача – оказать максимальную поддержку студентам»

29 ноября 2023

Четвертая часть всех стартапов в Европе рождается в университетах. В России – всего 3%. В нашей стране тотальный дефицит технологических предпринимателей – ключевого элемента инновационной экономики.

Университет является идеальной площадкой для старта бизнеса. Здесь сосредоточены наукоемкая среда, человеческий капитал, доступ к лабораторно-технической инфраструктуре.

РОСБИОТЕХ присоединился к федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства», который направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства. Целью проекта является формирование плеяды серийных предпринимателей – людей, массово запускающих новые бизнес-проекты.


Михаил Груздев, директор Стартап-студии РОСБИОТЕХа, уверен, что изучение широкого спектра современных биотехнологий – сильное конкурентное преимущество студентов нашего университета.

Мы поговорили с Михаилом Владимировичем о том, как ведется подготовка технологических предпринимателей в университете, какие мероприятия проводятся и какие интересные разработки готовятся к запуску во «взрослую жизнь».

– Михаил Владимирович, что такое технологическое предпринимательство в РОСБИОТЕХ?

– Предпринимательство – это достаточно специфичное направление. И оно не совсем свойственно для нашего университета, как и для большинства университетов в нашей стране, которые не имеют ярко выраженной бизнес-направленности образовательных программ. Тем не менее, нашим несомненным преимуществом являются направления, связанные с изучением полного спектра биотехнологий. Без малого вековая история РОСБИОТЕХ позволила сформировать ведущие технологические научные школы России.  И было бы ошибкой не попытаться совместить технологические возможности университета и бизнес-среду.

Одной из первых таких попыток стала реализация программы «Стартап как диплом», в рамках которой создаются проектные команды с целью разработки продукта или технологии с возможностью последующей реализации проекта в индустрии.


– Сколько лет уже готовите таких дипломников в РОСБИОТЕХе?

– Я занимаюсь этим проектом в университете уже третий год.  Первый мой выпуск был в 2022 году. Тогда была сформирована 81 проектная команда с достаточно большим спектром технологических разработок в виде стартапов. На открытую защиту мы вывели 12 лучших проектов. В 2023 году таких проектных команд было уже 108. А в этом году уже более 150 новых стартапов проходят через нашу акселерационную программу и поборются за вхождение в проект «Стартап как диплом».

Но, мы не ставим целью постоянное увеличение числа проектов. Наш приоритет – качественная проработка каждого из них.   

Надо заметить, что для реализации проекта недостаточно только знаний о технологиях. Необходимо обладать определенным набором предпринимательских компетенций. Большую помощь в формировании именно таких компетенций у студентов нам оказывает участие в программе Акселераторов, которые мы проводим совместно с платформой НТИ.


– А в чем особенность акселерационных программ? Как такие программы помогают студентам?

– РОСБИОТЕХ участвует в проекте Платформы Университетского технологического предпринимательства и АНО «Платформа НТИ», которые ежегодно организуют акселерационные программы, направленные на формирование предпринимательских компетенций студентов. В программе участвуют более 150 российских вузов. Акселераторы помогают студентам «прокачать» предпринимательские компетенции и довести проект до стадии подтверждения гипотезы.

За три месяца студенты изучают модули по направлениям, связанным с предпринимательством. Всего в каждом акселераторе предусмотрено 35 мероприятий. В расписании выпускников РОСБИОТЕХ с этого года –   специальный «проектный день», который студенты полностью посвящают работе над проектами, встрече с экспертами и наставниками, представителями бизнеса. Это стало серьезным шагом к продвижению технологического предпринимательства в Университете.


– Что изучают студенты в акселераторах? Кто преподает?

– В основном, модули нашей программы направлены на развитие именно предпринимательских компетенций. Это основы изучения рынка, потребительского поведения, бизнес-модели, модели монетизации, юнит-экономика, юридические аспекты организации проектов, направления их продвижения. Также мы рассказываем об экосистеме поддержки стартапов в нашей стране и возможностях, которыми могут воспользоваться начинающие стартаперы на каждом этапе развития своего проекта.

Все лекторы – практики. Это представители бизнеса и индустриальные партнеры.

– Что вы отрабатываете на таких консультациях?

– С каждым проектом мы работаем индивидуально. Все алгоритмы выстроены в рамках современной продуктовой методологии. Прорабатываем концепцию проекта, экономику, позиционирование, рынок, риски. Все, что связано с проектной деятельностью. Плюс, учим делать презентацию для инвесторов.


– Расскажите о стартап-студии. Какие задачи выполняет стартап-студия?

– В нашем Университете две стартап-студии. Первая, это стартап-студия, является внутренним структурным подразделением Университета. Ее задача – работа с проектами, которые рождаются в университетской среде. В стартап-студию приходят студенты со своими идеями, и мы им помогаем проработать каждую из них. Также мы занимаемся сопровождением проектов «Стартап как диплом». Другими словами, мы работаем с проектами ранних стадий – когда есть только идея. Мы помогаем ей вырасти во что-то серьезное.

Кроме этого, мы работаем с проектами социального направления. Это общественно-значимые проекты, которые реализуются по заказу некоммерческих организаций.  Это новое направление для РОСБИОТЕХа.

Вторая студия «Стартап-студия РБУ» – венчурная. Это проект, созданный при финансовой поддержке Минобрнауки России, Фонда инвестиционных и образовательных проектов и РОСБИОТЕХа. В 2022 году мы выиграли конкурс на создание такой студии. К слову, их в России всего 22, а в Москве – две. В справедливой конкурентной борьбе мы обошли многие университеты, претендовавшие на такую возможность.

Задачей венчурной студии является создание стартапов, их развитие и дальнейший вывод на рынок. Стартап-студия РБУ сама генерирует идею и подбирает под нее команду, располагает многомиллионным бюджетом и имеет возможность профинансировать любой жизнеспособный проект на любой стадии развития.

Стратегия венчурной студии разрабатывалась с учетом того, что технологические проекты, рожденные в стенах университета, получат возможность развиваться и выходить в реальный сектор экономики за счет ресурса венчурной студии.

К слову, один из проектов, который родился в нашем университете и прошел через программу «Стартап как диплом» в 2022 году, был принят стартап-студией РБУ, сейчас получил первый раунд финансирования и готовится к реализации в производстве.


– Вы говорите про поддержку студенческих проектов. Что в это входит?

– В команде каждой венчурной стартап-студии, кроме финансового обеспечения проектов, есть необходимый ресурс, который она предоставляет проектным командам. Это бухгалтерское сопровождение, юридическая поддержка, помощь проектных менеджеров, маркетологов. Главная задача – помочь проекту пройти весь путь от идеи до реализации. Ну и, конечно, стартап-студия финансирует проекты. На каждом этапе развития проекта разные уровни финансирования.

– На каких условиях стартап-студия РБУ финансирует стартапы? Как распределяются доли?

– Изначально Стартап-студия является единственным учредителем стартапа и на начальном этапе работы владеет 100% долей в проекте. И это справедливо, так как студия полностью берет на себя и финансирование проекта, и все риски, которые при этом возникают.

Но бывает так, что студия привлекает стартап на продвинутой стадии, когда у проекта уже есть серьезные наработки: MVP (образец) или продажи. Тогда стартап-студия получает долю в проекте в зависимости от оценки. Это всегда результат переговоров.

Конечной целью венчурной студии является продажа проекта инвестору на максимально выгодных условиях, так называемый exit. Деньги, вырученные в результате сделки, идут на развитие следующих стартапов.


–  В каких направлениях ведутся разработки? Где студенты находят идеи для своих проектов?

– Найти актуальную идею для проекта или задачу для проработки – это самое сложное в предпринимательстве, особенно технологическом. Но, здесь у РОСБИОТЕХа есть уже достаточно большой наработанный потенциал и огромное количество опытнейших сотрудников, которые готовы помочь студенту правильно подобрать и проработать задачу любой сложности.

Источников, из которых рождаются идеи для реализации несколько. Во-первых, это профессорско-преподавательский состав кафедр – кладезь инновационных идей, которые реализуются в университете.

В РОСБИОТЕХе ведутся разработки по самым разным направлениям – это функциональные продукты питания, нутрициология, биотехнология, здоровьесберегающие технологии, производство продуктов питания животного происхождения и из растительного сырья, информационные технологии. Серьезная работа ведется по биоразлагаемой и функциональной упаковке. Востребованы проекты кафедр пищевой безопасности, ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарной медицины, биоэкологии.

Во-вторых, это индустриальные партнеры университета. Многие из них уже давно работают с вузом, формируют заказ на проведение научных исследований, обеспечивают целевую подготовку студентов и трудоустройство выпускников.

Кроме того, это Институт «Долина инноваций». Это подразделение, которое работает с индустриальными партнерами – крупнейшими игроками рынка, и помогает формировать университету «банк актуальных задач», которые стоят перед отраслью.

Ну и сами студенты, конечно. Кто как не они, с их пытливым умом и горящими глазами, могут придумать то, что перевернет этот мир?


– Насколько я понимаю, предпринимателями после стартап-студии становятся единицы. А какие дальнейшие пути развития у студентов, которые не пошли в предпринимательство? Где им пригодятся те знания, которые они получали все это время?

– У наших студентов много траекторий. Да, далеко не все, кто прошел сложный путь разработки своего проекта, в последствии становятся предпринимателями. Но, в любом случае, эти усилия не проходят даром. Мы заставляем студентов посмотреть на технологию, на продукт немного с другой стороны – со стороны рынка, со стороны потребителя, для которого и создается эта технология и этот продукт. Это формирует кругозор студента и более широкое понимание того, что он изучает.

Студенты, которые в рамках этих проектов прокачивают свои навыки и идут в индустрию, скажем, на линейные позиции, обладают более глубоким пониманием того, чем они занимаются на производстве. Это значительно расширяет их возможности построения эффективной карьерной траектории и быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Даже тем ребятам, которые приходят на стартовые позиции специалистов, это полезно, потому что они – с опытом командной работы и системного видения производственного процесса, что уже огромное преимущество перед обычными исполнителями.

Любой технолог – немного предприниматель, готовый рисковать, создавать что-то новое. Ведь его задача – это создание продукта или технологии, которые займут свое место в индустрии, а это один из шагов к обеспечению продовольственной безопасности страны.



Вернуться к списку новостей