КИП - КОРПОРАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ - новый формат взаимодействия университетов, НИИ и бизнеса
29 марта 2021Вопрос укрепления позиций и развития более тесных отношений между университетами, академическими институтами и бизнесом уже прочно вшит в повестку развития образовательной среды. Но этом фоне заслуживает пристального внимания инициатива пищевого университета (МГУПП), с которой на конференции “Хлебная инициатива: межотраслевое движение по развитию хлебопекарного рынка России” выступил ректор Михаил Балыхин.
Он представил принципиально новую модель взаимодействия университета с бизнесом - корпоративные институты предприятий.
Не секрет, что крупные предприятия сейчас активно развивают свои корпоративные университеты. Решает ли это вопрос подготовки кадров? Насколько квалифицированно они их готовят и, самое главное, что делать предприятиям, не имеющим финансовую возможность открыть собственный университет? МГУПП предложил выход из ситуации - создание корпоративных институтов предприятий на базе университета (КИП).
Как сегодня складывается ситуация?
Прежде всего, надо признать, что в большинстве своём образовательные программы не всегда учитывают реалии, которые есть сейчас в экономике и бизнесе. Не всегда есть связь с конкретным предприятием у выпускников, отстает «точечная» настройка специалистов конкретно под задачи бизнеса. Недостаточно развивается управленческая и исследовательская магистратура. Научные исследования университета проходят внутриконтурно, часто ориентированы на фундаментальные задачи и не соответствуют потребностям предприятий. И, самое главное, предприятия перевооружаются, и многие учебные программы не коррелируют с новым оборудованием - это проблема многих прикладных университетов. При этом на большинстве предприятий зачастую отсутствует отлаженная система «кадровых лифтов», создаются собственные R&D центры закрытого типа, не имеющие единой информационной базы с вузами и НИИ, а вместе с тем большинство предприятий уходит от парадигмы импортозамещения и переходят на импортоопережение и в этом случае потребность в научных исследования у них крайне велика. Нельзя обойти и проблему дополнительного образования, которое все больше переходит в формат long life learning.
«Университеты и предприятия двигаются в одном направлении, но двигаются параллельно, а для прорывных решений нужно объединить усилия! И мы видим решение в КИП - Корпоративных институтах предприятий»,-Михаил Балыхин
Что дает создание КИП?
- Единую модель синхронной подготовки многопрофильных специалистов;
- Возможность оценки квалификации и выстраивания модели дополнительных программ: профессиональный skill box;
- Разновекторное образование разных компетенций: от рабочих профессий до исследователя, от технолога до управленца;
- Выстраивание индивидуальных траекторий как для студентов, так и для работников предприятий.
А также:
- Единую систему научных исследований;
- Создание исследовательской инфраструктуры, ориентированной под решение как общеотраслевых задач, так и под конкретные запросы предприятий / бизнеса;
- Создание сбалансированной системы Университетская наука - Предприятие (университет берёт на себя функцию разработки, а предприятие – функцию масштабирования);
- Расширение инвестиционного портфеля предприятий за счет стартапов выпускников университета, разработанных под конкретные запросы предприятий / бизнеса.
«Это новый формат, новый подход, причем мы не говорим что кафедр не будет. Кафедры будут и они будет усилены. Мы предлагаем создать вокруг них контур дополнительных элементов, которые позволят им не только стать автономными, но и создать полностью налаженную взаимосвязь с предприятием. Мы планируем в КИП двух директоров - один директор по подготовке кадров - сотрудник университета, второй директор - руководитель бизнеса - непосредственный представитель предприятия. Это диктует и обязательное наличие базовой кафедры, а также создание инжиниринговых центров по науке и безусловно по дополнительному образованию.
Примерно модель нашего продукта выглядит следующим образом - институт приводится в департамент, в который входят несколько корпоративных институтов. Ключевые принципы, которые мы преследуем - это прежде всего автономность. Мы не планируем перевести все кафедры на эти рельсы. Мы предлагаем это в формате самоопределения. Если кафедра сделает выбор в сторону автономности, прямой работы с предприятием, создания собственного бюджета, который они могут сами распределять на оборудование, на кадры, на привлечение зарубежных экспертов, на поисковые исследования и так далее - им будет предоставлена такая возможность», - Михаил Балыхин
В 2021 году на базе МГУПП готовится к открытию первый Корпоративный институт зерна, муĸомольных и хлебобулочных технологий совместно с компанией “Черемушки”. Насколько эффективна представленная модель и какие будут результаты можно будет увидеть уже скоро.
«Мы планируем создать аутентичный, уникальный учебно-производственный кластер «Учебно-производственный комплекс «Зерно, мука, хлебопечение». Впервые в стране на площади более 2500 кв. метров мы представим более 15 лабораторий по полной цепочке хлебопекарного производства: от хранения и переработки зерна и мукомольных изделий, реологии пищевых масс, ингредиентов. Это будет полигон профессий в области хлебопечения со всей линейкой топового оборудования как российского так и зарубежного, но также и выход на основные ключевые фронтиры биотехнологий. Мы помним историю с карантином, осознаем, что она может повториться, поэтому большое внимание уделяем и онлайн образованию. Планируем создать большой онлайн полигон, где будут и точечные программы для предприятий и возможность обучать широкий спектр специалистов. На этой же базе планируется создание центров оценки квалификации - эта обязанность наша с 1 сентября 2021 года. Каждый специалист технолог должен будет проходить валидацию в центрах оценки квалификации. Один из них будет создан на базе МГУПП. И самое главное - вопрос науки. Университет готов взять на себя функцию инжинирингового центра и предоставлять бизнесу уже готовые решения», - ректор МГУПП Михаил Балыхин.